35 Прослушивание телефонных переговоров
Прослушивание телефонных переговоров является одним из видов получения с помощью абонентской телефонной линии информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений. Оно осуществляется только на основании решения суда (ст. 186 УПК РФ) и, как правило, проводится с помощью специальной аппаратуры оперативно‑техническими подразделениями уполномоченных органов в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность. Срок прослушивания не может превышать 6 месяцев. При необходимости продления срока судья на основании вновь представленных материалов выносит дополнительное решение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме законодателем разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без судебного решения на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 ч.
Прослушиваться могут:
1) как проводные, так и сотовые телефоны;
2) переговоры как двух абонентов, так и передача сообщений на автоответчик.
Согласно п. 5 ст. 64 ФЗ «О связи» при проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие.
Ситуации, при которых появляется необходимость телефонного прослушивания:
1) когда предполагается разговор (сговор) между соучастниками – членами преступной группы;
2) когда подозреваемый звонит своей жертве перед преступлением или после его совершения;
3) когда розыскиваемое лицо выходит на связь со своими родственниками, знакомыми, соучастниками.
Ход данного мероприятия фиксируется в справке оперативно‑технического подразделения и на магнитных носителях.
Результаты прослушивания отражаются в рапорте или справке, к которым прилагаются полученные фонограммы, хранящиеся в опечатанном виде.
Магнитные носители информации с оригиналами записей контролируемых переговоров в случае необходимости использования в процессе доказывания могут передаваться следователю с разрешения исполнителя мероприятия, если при этом не будут разглашены сведения, составляющие государственную тайну. Фонограмма записи контролируемых переговоров передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств (ст. 186 УПК РФ).
36 Снятие информации с технических каналов связи
Термин «технические каналы связи» в других законодательных актах, кроме ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности», не встречается. Это обусловливает его весьма неопределенное содержание.
В ведомственной инструкции, объявленной Приказом МВД России от 10 июня 1994 г, к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линии абонентского телеграфирования и т. п. Правомерно отнести сюда компьютерные сети и различные радиопереговорные устройства, основанные на использовании радиоволн.
Основанием для проведения снятия информации с технических каналов связи является решение судьи. Это обусловлено тем, что данное ОРМ ограничивает конституционные права граждан. Его целью является получение информации, передаваемой заподозренными лицами по техническим каналам связи. Порядок снятия информации с технических каналов связи и оформление их результатов регламентируются отдельными межведомственными и ведомственными нормативными актами.
Гласное снятие информации проводится непосредственно сотрудником оперативного подразделения. В случае необходимости привлекаются лица, оказывающие ему добровольное содействие. К таким лицам относятся и специалисты.
При снятии информации с компьютерных сетей, с жесткого диска компьютера необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать к производству этих действий специалиста высокого класса. Это связано с тем, что программы, содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, достаточно часто настроены на самоуничтожение в случае несанкционированного доступа.
Если снятие информации проводилось сотрудником оперативного подразделения, то результаты данного ОРМ оформляются справкой или рапортом. Если же в подобном ОРМ участвовали другие лица, в том числе специалисты, то результаты оформляются актом.
В случаях использования при снятии информации компьютерных дискет и иных физических носителей копированной информации это оформляется в виде приложения к вышеуказанным документам или отдельными документами (справками, актами и т. п.). Полученные носители информации в дальнейшем могут быть представлены следователю для использования в процессе доказывания по уголовным делам при условии, что в них отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну.
studfiles.net
Прослушивание телефонных переговоров — Консультант по ст.228 УК РФ
Контроль и запись телефонных переговоров
Нынешний век-век информации. И информация сейчас имеет огромную ценность и помогает сохранять превосходство над оппонентами. Потому люди готовы затрачивать огромные ресурсы и средства, чтобы добыть ее. Прослушка телефона — достаточно часто используемое средство. Но мы можем говорить в таком ключе лишь об информативности данного средства и его доказательном значении, и не стоит забывать о соблюдении конституционные права человека на тайну частной жизни.
Прослушать телефонные переговоры возможно лишь в рамках уголовного дела, либо при наличии обоснованного подозрения в причастности лица к совершению совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступления, имея на то веские основания и при условии наличия у правоохранительных органов решения суда на проведение данного следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия. Лишь в таком случае полученная информация применима для органов правосудия. Во всех других случаях прослушивание вашего телефона — это вторжение в вашу частную жизнь и карается законом.
Контроль телефонных и иных переговоров – это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм.
Сразу заметим, что установка прослушивающих устройств в квартире, офисе или машине не относятся к данному следственному действию. Так как это не является переговорами, это запись вне коммуникаций связи.
Кто имеет полномочия на прослушивание телефонных переговоров и как можно оказаться в положении прослушиваемого?
Оперативно-розыскные мероприятия по прослушиванию телефонных переговоров и снятию информации с технических каналов связи осуществляют ФСБ и ОВД с привлечением собственных оперативно-технических сил.
Контроль и запись переговоров регламентированы ст.186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. И попасть в положение прослушиваемого не так-то просто. Закон гласит, что запись переговоров возможно проводить лишь при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях, содержат сведения, имеющие значение для уголовного дела, и их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном УПК РФ.
Отсюда основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Проведение таких мероприятий ограничивает конституционные права человека на гражданскую тайну переписки, телефонных переговоров, других сообщений, которые передаются по сетям электрической и почтовой связи, и допускается исключительно на основании судебного решения или постановления следователя и при наличии вышеизложенных оснований.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Как следователь получает разрешение на проведение следственного действия по прослушиванию телефонных переговоров, в рамках возбужденного уголовного дела? Это не так просто.
Следователь направляет ходатайство в суд, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.
В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:
1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
2) основания, по которым производится данное следственное действие;
3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
4) срок осуществления контроля и записи;
5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.
Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления.
До возбуждения уголовного дела:
Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.
По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.
Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления следствие обязано будет обратиться в суд, и судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.
Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» до возбуждения уголовного дела, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.
Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
Также существует статья 186.1 УПК РФ. «Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами».
Данная статья не дает столько возможностей для сотрудников правоохранительных органов, как ранее рассмотренная. Она лишь дает возможность отследить количественное выражение соединений между абонентами. Данные сведения сложно трактовать как однозначно доказывающие виновность или невиновность абонентов и лишь доказывает связь между ними.
Получение сведений о количестве соединений между абонентами является своеобразным трамплином к полному прослушиванию телефонных переговоров.
Если информация о соединениях между абонентами будет важна для уголовного дела, то следователь однозначно приложит усилия и обратится с ходатайством в суд о предоставлении судебного решения для получения возможности запросить документы у оператора о количестве абонентских соединений, и о местонахождении абонентов (биллинг).
Согласно ч.2 ст.186.1 УПК РФ, в ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются:
1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие;
2) основания, по которым производится данное следственное действие;
3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия;
4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию.
Когда следователь получает судебное решение разрешающее получать информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, он отправляет копию в соответствующую организацию, осуществляющую услуги связи. Руководитель организации обязан предоставить запрашиваемую информацию либо в виде распечатки, либо посредством цифровой записи на съемный носитель. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.
Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.
Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием специалиста (при необходимости), о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания.
Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность.
Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.
Подробная информация собрана в следующих статьях:
konsultant228.ru
ТАКТИКА ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Новые рефераты:
- Эволюционизм и первобытная культура.
- Источники предпринимательского права.
- Фотореклама в России в начале 20 века.
- Понятие и виды хозяйственных товариществ.
- Конкуренция и её виды.
- Современная система документов государственного стратегического планирования в Российской Федерации.
- Динамика социального конфликта.
- Понятие и сущность мотивации.
- Структура и функции социологии.
- Смутное время в России.
- Основные закономерности исторического развития языков.
Главная » Криминалистическая тактика » ТАКТИКА ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
ТАКТИКА ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Понятие, задачи и правовые основания прослушивания и звукозаписи телефонных переговоров.
Тактические и процессуальные особенности прослушивания и звукозаписи телефонных и иных переговоров.
Условия соблюдения законности при организации прослушивания и звукозаписи переговоров.
Фиксация хода и результатов прослушивания и звукозаписи телефонных переговоров.
ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Возможности прослушивающей и звукозаписывающей техники используются уже давно, однако в нашем государстве чаще это было прерогативой органов государственной безопасности, осуществлявших надзор за инакомыслящими и, естественно для изобличения лиц, проводивших разведывательную деятельность против нашей страны.
Говорить о правовой регламентации этих мероприятий, их соответствии международным стандартам довольно сложно из-за большой закрытости этой организации.
Что касается деятельности органов внутренних дел в этом направлении, то на сегодня сложилась определенная правовая база, регламентирующая эти вопросы. О ней будет сказано в первом вопросе лекции.
Если попытаться определить что же такое прослушивание телефонных и иных переговоров, то дать однозначный ответ довольно затруднительно. В дальнейшем при анализе правовой базы эти коллизии будут понятны, а пока обозначим лишь различия в толковании этого действия. Об одной стороны его характеризуют как оперативно-техническое мероприятие, с другой как следственное действие думается, что обе характеристики подходят для определения этого действия.
Таким образом, прослушивание и звукозапись телефонных и иных переговоров — это как следственное, так и оперативное мероприятие с использованием технических возможностей с целью обнаружения , проверки и закрепления фактических данных, имеющих значение для дела.
При этом под телефонными переговорами имеются в виду переговоры абонентов по городской, междугородной и международной телефонной связи (как личных, так и служебных аппаратов ), а также переговоры с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной (ВЧ ) и космической связи.
Под иными переговорами, как правило, понимают переговоры, ведущиеся с других, переговорных аппаратов — селекторных, радио и иных технических средств передачи устной информации.
Исходя из анализа законодательных и инструктивных документов, касающихся этого вопроса, можно сделать вывод, что переговоры. ведущиеся просто, без применения каких-либо технических средств не попадают в вышеуказанный перечень. Однако если рассматривать вопросы методики расследования такого опасного и распространенного сегодня преступления как вымогательство, то запись переговоров вымогателя с жертвой является, пожалуй, центральным звенᴏᴍ в процессе доказывания. Поэтᴏᴍу было бы неверным пройти мимо этого действия.
Таким образᴏᴍ, на сегодня можно считать, что указанные действия проводящиеся за рамками предварительного следствия — есть оперативное мероприятие, в рамках возбужденного уголовного дела следственное действие. В этᴏᴍ нет никакого противоречия, т.к. практика раскрытия преступлений знает аналогичные случаи. К примеру, осмотр пᴏᴍещений. По своему содержанию они во многᴏᴍ совпадают. То же самое можно сказать и о таких действиях как опрос и допрос. Они , внешне, во всякᴏᴍ случае, имеют много общих черт. Разница кроется в их отношении к теории доказательств, которая, как известно, является составной частью уголовного процесса. Общепринято, что данные, полученные процессуальными средствами, имеют силу доказательств, внепроцессуальными — такой силы не имеют. Однако этот устоявшийся порядок в плане применения прослушивания и звукозаписи переговоров выглядит несколько иначе. Фактически сегодня материалы звукозаписи, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий проводимые до возбуждения уголовного дела к сделанные в ходе расследования дела, требуют одинакового подхода при решении вопроса об их значении как доказательств.
Анализ законодательной практики позволяет сделать вывод, что порядок прослушивания и звукозаписи переговоров на сегодня регламентирован в нескольких источниках:
1. Конституция Российской Федерации — ст.ст. 23, 25.
2.Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик — ст.ст. 29 и 35 , которые продолжают действовать
3. УПК РФ.
4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», вступивший в силу 18 августа 1995 года.
Конституция предписывает «… ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров…допускаются только на основании судебного решения…»
Ст.35 Основ гласит: «Прослушивание и звукозапись переговоров производится только с санкции прокурора по постановлению следователя или органа дознания либо по определению суда».
Однако данное противоречие должно однозначно решаться в пользу предписания Конституции, являющейся основным законом государства. Подтверждение этому можно найти и в указанном Законе «0’б оперативно-розыскной деятельности», ст. 9 которого гласит: «Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров… при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления» .
Приведенное положение сформулировано довольно ясно и в комментариях не нуждается. Однако далее в указанной статье говорится: «По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия. Либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.
Таким образом, указанная конфликтная ситуация выводит нас на вопрос об основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий в том числе и тех, о которых идет речь в настоящей лекции прослушивании телефонных переговоров. Основы уголовного судопроизводства называют эти основания, однако они лишь называют круг лиц, переговоры которых можно прослушивать.
Закон об оперативно-розыскной деятельности, на наш взгляд, более шире формулирует основания, что вполне естественно, т.к. при его создании проанализирован опыт оперативной и следственной работы за последние годы в этом направлении, а также учтены некоторые недоработки предыдущего аналогичного закона 1992 года.
Основания для проведения, прослушивания и звукозаписи телефонных переговоров:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2.Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Это не все основания ( подробнее см. ст. 7 главы 2 Закона об ОРД) однако они в большей мере относятся к раскрытию и расследованию уголовных преступлений.
Обстоятельства, обозначенные в настоящей статье в качестве оснований, фактически являются только поводом к началу оперативно-розыскной деятельности в том или ином направлении.
Другими процессуальными правилами, образующими правовую базу проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и прослушивания телефонных переговоров являются:
срок, на который может устанавливаться прослушивание не должен превышать шести месяцев.
имеется возможность продления этого срока на основании вновь представленных материалов, для чего судья выносит судебное решение. Верхний предел срока в законе не указан.
результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывания по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Лекция, реферат. ТАКТИКА ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
« назад Оглавление вперед »
ТАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ, НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ « | » ТАКТИЧЕСКИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
referatwork.ru
УСЛОВИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Новые рефераты:
- Эволюционизм и первобытная культура.
- Источники предпринимательского права.
- Фотореклама в России в начале 20 века.
- Понятие и виды хозяйственных товариществ.
- Конкуренция и её виды.
- Современная система документов государственного стратегического планирования в Российской Федерации.
- Динамика социального конфликта.
- Понятие и сущность мотивации.
- Структура и функции социологии.
- Смутное время в России.
- Основные закономерности исторического развития языков.
Главная » Криминалистическая тактика » УСЛОВИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
УСЛОВИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Проработка проблем, возникающих при прослушивании телефонных и иных переговоров, необходим, прежде всего, потому, что при этом нередко нарушается закон. Это происходит по разным причинам, в том числе из-за разных точек зрения практических работников на важные вопросы толкования закона.
Согласно статьи 3 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскное деятельности » вся оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При этом подразумевается сочетание гласных и негласных методов и средств. Прослушивание телефонных и иных переговоров относится к последней группе методов. Конституция РФ в ч. 2 статьи 23 допускает ограничение права граждан на тайну переговоров на основании судебного решения.
Одним из важнейших требований закона при проведении мероприятий по прослушиванию телефонных переговоров является то, что они не должны осуществляться для достижения целей и задач, не предусмотренных ФЗ РФ » Об оперативно-розыскной деятельности.
Крᴏᴍе этого законодатель требует, чтобы материалы , полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий / в тᴏᴍ числе и ПТП / в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленнᴏᴍ’ законᴏᴍ порядке через год уничтожались. За три месяца до этого о факте готовящегося уничтожения уведᴏᴍляется соответствующий судья, в связи с тем, что прослушивание осуществлялось на основании его решения. Уничтожение материалов ПТП является дополнительной гарантией соблюдения законности и соблюдения тайны частной жизни граждан.
Другим важнейшим условием соблюдения законности при проведении ПТП является запрет для органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения.
Закон в жесткой форме запрещает разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, полученные этими органами при проведении прослушивания телефонных и иных переговоров, без согласия этих граждан. Исключение составляют случаи, специально предусмотренные Федеральными Законами.
На вышестоящие органы, должностных лиц, прокуроров и судей возложена обязанность осуществлять контроль за проведением прослушивания телефонных и иных переговоров и использованием полученных материалов и, в случае выявления нарушений, принять меры по восстановлению прав и законных интересов заинтересованных лиц, а также принять меры к возмещению причиненного им вредя. Если же в результате нарушения, прав и интересов граждан наступили последствия, предусмотренные законᴏᴍ» то лиц», виновные в этᴏᴍ привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательствᴏᴍ РФ.
Соблюдению законности служит и перечень оснований для проведения ПТП, предусмотренных статьей 7 ФЗ РФ » Об оперативно-розыскной деятельности «, крᴏᴍе пунктов 1-4 , б в ч. 2 указаной статьи»
Проведение мероприятий по прослушиванию телефонных и иных переговоров допускается, как уже говорилось, на основании судебного решения и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совещенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Закон допускает в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, я также при наличии у соответствующих органов, данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономическом или экологическое безопасности Российской Федерации, проведение мероприятий по прослушиванию телефонных переговоров. При этом один из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскные действия составляет мотивированное постановление, являющееся основанием для проведения прослушивания и обязан в течение 24 часов уведомить судью или суд. Органы или подразделения, осуществляющие указанное оперативно-розыскное мероприятие обязаны прекратить его через 48 часов, если такое судебное решение по каким-либо обстоятельствам не получено.
Некоторое отличие имеет осуществление прослушивания телефонных и иных переговоров по письменному заявлению отдельных лиц или при получении у них согласия на прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов в случаях, когда возникла реальная угроза их жизни и здоровью. При этом мероприятие проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, который как и в предыдущем случае обязан в течении 48 часов уведᴏᴍить соответствующий суд или судью.
Представляется, что еще одним из важнейших условий соблюдения законности органами, осуществляющими прослушивание и звукозапись телефонных и иных переговоров является ведᴏᴍственный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью и, конкретно за прослушиванием телефонных переговоров, как составной частью ОРД.
В статье 22 ФЗ РФ » Об оперативно-розыскной деятельности » указывается, что на руководителях органов, осуществляющих ОРД, лежит персональная ответственность за соблюдением законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Это означает, что прежде чем принять решение о проведении ОРМ уполномоченный руководитель ОВД должен досконально изучить материалы, предоставленные ему подчиненными оперативными работниками и убедиться в обоснованности и необходимости их проведения. На руководителе органа, осуществляющего ОРД лежит обязанность контролировать и как само проведение ОРМ, так и использование результатов, получаемых при их проведении.
Статья 21 ФЗ РФ » Об оперативно-розыскной деятельности » посвящена регламентации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. В ней говориться, что надзор за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации, а также специально уполномоченные им прокуроры.
В случае какого-либо нарушения действующего законодательства уполномоченный прокурор направляет запрос в орган проводящий прослушивание и запись телефонных и иных переговоров. Руководители этих органов представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения мероприятий. При этом из документов изымаются сведения, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих содействие ОВД на конфиденциальной основе. Данные сведения могут быть предоставлены прокурору, только если указанные лица привлекаются к уголовной ответственности либо если получено их письменное согласие. Основанием для прокурорского запроса может быть поступившая в прокуратуру информация, материалы и обращения граждан о нарушении закона при проведении ОРМ, я также при проверке установленного порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Руководители и сотрудники органов прокуратуры обязаны создать условия, обеспечивающие надежную защиту сведений содержащихся оперативно-служебных документах.
Неукоснительное соблюдение требований Конституции РФ , оперативно-розыскного законодательства и норм УПК позволяет эффективно собирать, документировать и приобщать к материалам уголовных дел результаты, полученные при прослушивании телефонных и иных переговоров.
УСЛОВИЯ ХОДА ФИКСАЦИИ ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Результаты прослушивания и звукозаписи телефонных и иных переговоров могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по выявлению и установлению лиц, их подготавливающих или совершивших. Эти же результаты могут использоваться для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также розыска лиц, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Кроме того, результаты оперативно-розыскное деятельности, в том числе и прослушивание, могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, они могут быть представлены в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Материалы прослушивания телефонных и иных переговоров могут использоваться в показывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, которые регламентируют процесс собирания, проверки и оценки полученных доказательств.
После получения необходимых результатов, они передается в органы дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего проведение прослушивания в порядке, предусмотренным соответствующими ведомственными нормативными актами.
Одним из основных направлений в деятельности органов внутренних дел и следственных подразделение является розыскная работа по установлению местонахождения лиц, скрывающихся от следствия и суда. 3акон строго регламентирует основания и порядок применения технических средств органами дознания и предварительного следствия, обязывая надлежащим образом — документировать такую деятельность, полно и всесторонне отражая в процессуальных документах ход и результаты следственных и иных процессуальных действий.
Прослушивание и звукозапись переговоров имеющих значение для доказательств по делу с целью:
выявления лиц, участвую производится для обнаружения, проверки и закрепления фактических данных, имеющих в совершении преступления;
установления мест, где скрываются разыскиваемые преступники;
выявления мест сокрытия похищенного и орудий преступления;
получения информации об обстоятельствах, подлежащих показыванию по уголовному делу ;
безотлагательного использования зафиксированных сведений для защиты законных интересов государства и прав граждан.
Полученная в ходе прослушивания информация используется только в указанных целях.
Материалы звукозаписи приобщаются к уголовнᴏᴍу делу постановлением следователя. После осмотра фонограммы с обязательным участием понятых следователь составляет протокол, в которᴏᴍ отмечается ее технические данные и содержание. Протокол осмотра фонограммы составляется с соблюдением всех требований статьи УПК РФ и обязательно отражаются данные характеризующие., технические параметры кассеты и ее внешний вид, индивидуальные особенности, содержание фонограммы как вещественного доказательства.
Лекция, реферат. УСЛОВИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
« назад Оглавление Следующая глава »
ТАКТИЧЕСКИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОСЛУШИВАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ ТЕЛЕФОННЫХ И ИНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ « | »
referatwork.ru
Тактика прослушивания и контроля за записью телефонных и иных переговоров.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 8Следующая ⇒
Контроль и запись переговоров — это следственное действие, проводимое с целью конспиративного прослушивания и записи переговоров путем использования средств коммуникации, а также осмотра и прослушивания полученных при этом фонограмм.
Контроль и записи телефонных и иных переговоров представляет собой подкулючение с помощью технических средств к переговорным устройствам и конспиративный слуховой контроль переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи или односторонних сообщений, а также фиксацию в целях получения речевой информации и обнаружения сведений, могущих иметь значение для дела.
Цели:
- Отслеживание информации, выявляемой в процессе контроля переговоров;
- Запись выявленной информации;
- Осмотр и прослушивание получаемых фонограмм, определение в них данных, имеющих значение для дела;
- Проверка доказательств и получение новых доказательств;
- Немедленное использование полученных сведений для обеспечения безопасности граждан и интересов государства.
Возможности современного уровня развития техники позволяет осуществлять одновременное обслуживание нескольких каналов связи, фиксировать в базе данных не только речевую, но и другую информацию о переговорах (дата, времы, продолжительность), автоматически определять номер, а также применять импульсный и тональный способы набора номера, поддерживать режим сетевой работы позволяющий производить обработку накопленной информации на удаленном компьютере, осуществлять автоматическую архивацию информации на внешние носителя, вести протокол работы, системы записей и журнал действий оператора.
Производство контроля и записи переговоров.
Тактика — 3 этапа: подготовительный, рабочий, заключительный.
При подготовке следователь собирает и анализирует информацию, в том числе и материалы уголовного дела с целью определения фактических оснований для производства данного действия; изучает данные о лице в отношении которого предполагается производить контроль, устанавливает используемые им средства связи, определяет участников данного следственного действий;
Непосредственно техническое исполнение осуществляться управлениями специальных технических мероприятий;
К участию в данном действии также могут привлекаться работники предприятий связи, абонентом которых является лицо, чьи переговоры будут контролироваться и записываться.
И ещё один немало важный факт, как показала практика, часто лица, занимающиеся противоправной деятельностью, пользуются условными обозначениями. Анализ телефонных разговоров лиц, распространяющих наркотические средства и психотропные вещества, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий показал, что используются выражения — «сахар», «мешочки», «бошечки» или же используются условные обозначения типа «Федор» — фенциклидин, «Константин Константинович» — кокаин; «Гера», «гербалайф» — героин; «Лошадка» — метадон; «Крокодил» — триметилфентанил; «Мерседес», «Слон», «велосипед» — ЛСД.
Поэтому следователю нужно на начальном этапе подготовиться, изучить жаргон преступников соответствующих специфике преступлений.
Рабочий этап — когда непосредственный технический исполнительн специальных технических мероприятий соответствующего органа (ОВД, ФСБ) получает соответствующее постановление и проводит комплекс мероприятий по негласному и непосредственному подключению к системам связи.
Запись переговоров ведется в автоматическом режиме в следующем порядке:
- Специальная техническая система контроля определяет активацию канала связи (как правило на поднятие трубки), при этом подключается система записи информации. Для каждой сделанной записи указывается дата и время, из всей полученной информации формируется база данных. Помимо технической стороны при контроле и записи переговоров имеет значение и тактическая составляющее. Результат данного следственного действия во многом зависит от применяемых во время его производства тактических приемов (доведение до подозреваемого сведений, которые создают тревожную ситуацию, побуждают связаться его по телефону со своими сообщниками, родственниками, обменяться информацией имеющей значение для дела;
- С тактической стороны для данного действия важно решение вопроса о том, должно ли непосредственно осуществляться прослушивание самих телефонных переговоров параллельно с их аудиозаписью или периодически будет прослушиваться запись создающаяся в автоматическом режиме. Это зависит от характера и сложившейся ситуации расследования. Непосредственное прослушивание гораздо эффективнее поскольку позволяет оперативно реагировать на получаемую информацию и проводить действия.
Тактический приём: создание тревожной ситуации среди преступников,путем сообщения им сведений, направленных на повышение активности их действий (бездействия), либо инсценировки утечки данных, связанных с расследуемым событием и т.д., для того чтобы побудить преступников использовать полученную информацию в своих целях, в том числе путем применения средств коммуникации. Причем чем выше субъективная значимость тревожной ситуации, тем больше вероятность осознания ее опасности и тем более активны ее защитные действия, в том числе с использованием средств связи, короче говоря, преступники, захотят связаться по телефону со своими сообщниками, родственниками, знакомыми и обменяться информацией, которая может иметь значение для раскрытия и расследования преступления. Ещё следователю необходимо учитывать, что подозреваемый (обвиняемый) также может применять различные средства для оказания противодействия расследованию.
Можно выделить ещё один немало важный тактический приём. Благодаря тому, что во время работы системы возможно оперативное прослушивание любой ранее сделанной записи без перерывов в ней. При этом значимая для уголовного дела информация может немедленно передаваться следователю. Получение таких сведений дает возможность следователю быстро и оперативно планировать другие следственные действия и иные действия, направленные на изобличения участников преступления. Также, обладая такой информацией, следователь может заблаговременно предостеречь граждан от новых преступных посягательств со стороны подозреваемого (обвиняемого).
Заключительный этап:
- Непосредственное восприятие сведений, зафиксированных в фонограмме, осуществляется путем ее осмотра и прослушивания следователем в присутствии понятых
- Также может присутствовать специалист и лица, чьи переговоры записаны
- По результатам осмотра и прослушивания составляется протокол, в котором излагается информация дословно, которая имеет значение для дела
- Лица, присутствующие при прослушивании вправе в протоколе выразить свое мнение.
Фонограмма в полном объеме на основании постановления следователя приобщается как вещдок к материалам уголовного дела. В целях установления подлинности фонограммы, отсутствия признаков ее монтажа, идентификации личности участников переговоров может быть проведена фоноскопическая экспертиза.
Понятие и значение проверки показаний на месте, тактика ее проведения. Фиксация
Процесса и результатов.
Одним из эффективных способов исследования доказательств, содержащихся в показаниях свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, является следственное действие, получившее название проверки показаний на месте.
Сущность его заключается в демонстрации лицом, правдивость показаний которого проверяется, определенного места, связанного с событием преступления; рассказе о совершенных на нем действиях; анализе указанного места и сопоставлении данных, сообщенных лицом, с объективной обстановкой на месте и иногда воспроизводстве некоторых действий.
Проверка и уточнение показаний на месте, сочетая в себе черты ряда следственных действий, имеет своеобразный комплексный характер и своеобразную тактику проведения.
Тактическое своеобразие проверки и уточнения показаний на месте требует и оригинальной процессуальной регламентации, где обязательно должен быть сделан акцент на инициативность и добровольность действий лица, чьи показания подвергаются проверке.
Непременным тактическим элементом проверки и уточнения показаний является органическое сочетание рассказа и показа лицом объектов или деталей обстановки, удостоверяющих правдивость его слов, а также демонстрация действий, подтверждающих показания. На данном этапе роль следователя изменяется: из пассивного наблюдателя он превращается в активного участника, поскольку по его инициативе может осуществляться показ или подтверждение действия, необходимое их уточнение и т. п. Смысл сочетания рассказа с показом заключается в объективизации критериев достоверности показаний.
Цель: исследовать и восполнить имеющиеся, но и получить новые доказательства, относящиеся как к составу расследуемого преступления, так и к обстоятельствам, способствовавшим его совершению.
Проверка доказательств при проведении данного следственного действия заключается в том, что лицо, производящее расследование, воочию убеждается:
а) в существовании того места, о котором показывал свидетель или обвиняемый;
б) в существовании того пути, которым преступник проник на место преступления или удалился с него;
в) в наличии или отсутствии противоречий в показаниях нескольких свидетелей или обвиняемых о пути следования к месту преступления или о самом месте преступления, месте встречи с соучастниками или о действиях на определенном месте;
г) в знании лицом, чьи показания проверяются, действительных обстоятельств дела.
Четыре ситуации, в которых возникает необходимость в проверке и уточнении показаний, а именно, когда:
а) в показаниях допрошенного лица есть данные о значимом месте или маршруте, которые он не смог назвать или описать так, чтобы следователь получил о них полное представление, исключающее необходимость их непосредственного восприятия;
б) в показаниях допрошенного лица содержатся сведения о местонахождении каких-либо следов преступления или предметов, могущих служить вещественными доказательствами по делу;
в) нужно сопоставить показания двух или более лиц относительно события, происшедшего в определенном месте, или маршрута следования к этому месту;
г) в показаниях допрошенного лица содержатся сведения об обстановке места, где произошло расследуемое событие. В таких случаях при проверке показаний на месте иногда удается восстановить эту обстановку, и тем; самым проверить осведомленность лица относительно обстоятельств произошедшего события.
Тактические приемы проверки и уточнения показаний на месте
Предоставление полной инициативы лицу, чьи показания проверяются. Проверка и уточнение показаний на месте начинается с предложения свидетелю или обвиняемому самостоятельно указать путь следования на место. Следователь или понятые не должны брать в этом отношении инициативу в свои руки, так как в противном случае их действия могут расцениваться как наводящие. В случае неуверенности действий допрашиваемого можно лишь применить приемы «оживления» памяти.
Свидетель или обвиняемый должны идти к установленному месту впереди всей группы участников проверки, указывая направление; при следовании на автомашине данное лицо должно находиться рядом с водителем, который обязан выполнять его указания.
Следователь не должен вмешиваться в действия свидетеля или обвиняемого, поправлять его, высказывать сомнения относительно правильности пути. Однако он может остановить движение, например, с целью фиксации показанного, или задать уточняющие вопросы.
Когда по делу проходят несколько обвиняемых или свидетелей, выразивших желание указать одно и то же место или один и тот же путь следования, проверка осуществляется с каждым из них в отдельности. Более того, в каждом случае рекомендуется привлекать новых понятых, чтобы они не смогли перепутать обстоятельства и результаты проверки показаний, если суд сочтет нужным допросить их.
Сочетание при проверке и уточнении показаний рассказа с показом и демонстрацией действий.
Указанное обвиняемым или свидетелем место, обнаруженные на этом месте предметы, о которых шла речь в показаниях, а также следы, свидетельствующие о пребывании в данном месте лица, чьи показания проверяются, должны быть изучены следователем. Все установленное в процессе их осмотра, являющегося частью проверки показаний на месте, сопоставляется с даваемыми свидетелем или обвиняемым пояснениями и ранее полученными от них показаниями.
Наиболее распространенная ошибка, допускаемая при производстве данного следственного действия, — ограничение его показом и рассказом обвиняемого или свидетеля без осмотра указанных мест или предметов. Это приводит к тому, что следователь не устанавливает доказательств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть проверяемые показания и сыграть важную роль в установлении истины.
В ходе проверки следователь либо по его поручению оперативный работник постоянно наблюдает за состоянием и поведением лица, чьи показания проверяются. Это позволяет судить о том, уверенно или нет действовал свидетель или обвиняемый, каково было его эмоциональное состояние в целом и в отдельные моменты проверки, и с чем это связано. Данные, полученные в результате наблюдения, играя ориентирующую роль, могут помочь следствию, например, в выяснении причин неудачи предпринятой проверки показаний, в оценке результатов данного действия, а также при корректировке следственных версий после проверки.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Прослушивание телефонных переговоров — АДВОКАТСКИЕ ТАЙНЫ
Алексей Кондауров
о прослушке телефонных переговоров
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:
1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:
1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
2) государственных должностей субъектов Российской Федерации;
3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
4) должностей федеральной государственной службы;
5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;
6) должностей муниципальной службы;
7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.
3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.
4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.
Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:
1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:
1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
2) государственных должностей субъектов Российской Федерации;
3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
4) должностей федеральной государственной службы;
5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;
6) должностей муниципальной службы;
7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.
3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.
4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Контроль и запись переговоров
Ответственность за публикацию прослушки телефонных переговоров
Рекомендую прочитать
advokat-ko.ru
Основания, процессуальный порядок прослушивания телефонных и иных переговоров.
Поделись с друзьямиПри наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях только на основании судебного решения.
При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.
В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:
1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
2) основания, по которым производится данное следственное действие;
3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
4) срок осуществления контроля и записи;
5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.
Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
Следователь в течение всего срока производства контроля записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.
Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
students-library.com